Историк: в головокружительной истории Украины уже был один гетман – россиянин, который закончил плохо
В головокружительной истории Украины был один гетман – россиянин, Савва Кононович. Во время большой казацкой Рады в мае 1637 года, которая проходила на реке Росаве, его в полном соответствии с законами и обычаями того времени избрали главой реестрового Войска Запорожского – вместо Василия Томиленко, который, в отличие от своего предшественника, легендарного Ивана Сулимы пытался как-то официально, «юридически» систематизировать претензии украинцев к польскому правительству, ради чего даже отправлял делегацию к королю. Как информирует replyua.net, об этом в своем блоге пишет историк Лидия Гайдар.
Она рассказывает, по иронии судьбы, избранный вместо Томиленко гетманом переяславский полковник Савва Кононович имел польские предпочтения, которые, кстати, никогда и не скрывал. Гетману нереестрового казачества Павлу Павлюку, который как раз готовил большое восстание против Польши, было понятно, что новый гетман не только никогда его не поддержит, но и бросит казаков реестра против повстанцев – на радость Варшаве. Поэтому Павлюк послал в Переяслав отряд под командованием полковника Карпа Скидана – с целью сагитировать какую-то часть реестровиков перейти к повстанцам. Но произошло неожиданное. Ворвавшись в город посреди ночи, Скидан не без помощи кого-то из реестровиков – сумел пленить гетмана и привезти его к Павлюку, где московита Савву Кононовича судили, после чего, зачитав приговор, публично расстреляли на площади, как предателя, который продался полякам, как гетмана, который не отстаивал интересы казаков.
По словам Лидии Гайдар, расстреляв Кононовича, казаки отдали булаву Павлу Павлюку, чего, разумеется, никогда не признала Польша. Он стал гетманом не только казачества, но и целой повстанческой армии, которая в течение 1637 года захватила почти всю Левобережную Украину. Что особенно интересно в этой истории – ярый защитник независимости Украины и украинский патриот Павел Павлюк был по происхождению турком, который решил примкнуть к козакам еще юношей, вполне сознательно.