
Как сообщает replyua.net, для того, чтобы понять, что сейчас происходит вокруг рынка сжиженного газа, нам нужно вернуться в далекий сейчас 2012 год, когда начали говорить о простом бизнесмене Сергея Курченко. Именно тогда правительство Азарова приняло постановление, которое позволило одной частной компания «Ветеко» искупать в государственных компаний сжиженный газ для нужд населения, но по факту, «Ветеко», ассоциируемая с «группой Курченко» создала сеть из более чем 50 фиктивных фирм, которые начали продавать сжиженный газ не населению, а на газовых заправках для нужд автомобилистов, нарушая тем самым целевое назначение закупленного газа.
Как отметил в эфире одного из украинских телеканалов украинский политолог Виктор Таран, крайних в «схеме» правительства Азарова не было – ведь постановление Кабмина Азарова – это коллегиальная безответственность. Крайними, по сути, оказались замы губернаторов, которые подписывали заявки по поставкам для населения, «выбирали» фирмы «Ветеко» Курченко. Именно тогда был монополизирован рынок сжиженного газа. Удобная схема, которая позволяла аккумулировать полученный миллионный кэш Курченко и при содействии Клименко накапливать их на счету «семьи». После Революции Достоинства структуры Курченко прекрасно работали и дальше вплоть до 2015 года. Именно тогда активно СБУ занялось изучением уголовного дела против компаний, которые поставляют сжиженный газ в этот период. В начале 2017 счета части компаний были арестованы – их обвинили в уклонении от налогов.
Эксперт отмечает, что вот и получается, что с рынка Украины убрали не компании Медведчука, а компании Курченко. Ведь собственные производители – Укргаздобыча, Укрнафта, Укртатнафта и ряд частных компаний – покрывают не более 20% от потребностей рынка. Остальные объемы поставляются из России, Беларуси, Казахстана и других стран. Главным поставщиком сжиженного газа остается Россия, на которую приходится 72% импорта этого вида топлива и 52% внутреннего украинского рыка. С мая этого года поставки сжиженного газа из России, по решению Федеральной службы технического и экспортного контроля РФ (ФСТЭК), осуществляет только Роснефть. Из-за этого решения с украинского рынка фактически ушли объемы российских Сибур Холдинга, Газпром-нефти, Лукойла и других поставщиков. Небольшие объемы этих производителей поставляются через Белоруссию, но эти поставки ограничены мощностями терминала Витьба и обходятся дороже, чем прямой импорт из России. Все поставки в Украину также монополизированы одной структурой – группой Proton Energy Натана Моисеева, в которой с Ронефтью подписан эксклюзивный контракт. Некоторые СМИ связывают Proton Energy с Виктором Медведчуком. Понимая риски, которые несет эта ситуация, КМУ весной этого года снял все ограничения на импорт топлива из России еще в марте этого года. Началась работа по девирсификации газа, но – не успели. Кризис начался. «Самое интересное, что он завершится уже в середине сентября, когда в Украину зайдут танкеры со сжиженным газом, но пока это произойдет, в информационном пространстве нужно дать ответ на один вопрос: понятно, что в любой такой теме возникает лицо Медведчука, почему-то у него по странному стечению обстоятельств нет сейчас никаких проблем. Но почему, когда рассматривают этот вопрос, не вспоминают Курченко и «Ветеко», которые последние 5 лет были монополистами на рынке сжиженного газа в Украине?», – резюмировал Виктор Таран.