Сенсационное открытие астрофизиков: обнаружена редчайшая чёрная дыра промежуточной массы - Replyua.net
Replyua.net

Недавно учёным с помощью телескопа Hubble удалось обнаружить на звёздном небе необычную и крайне редкую находку – чёрную дыру, да ещё и промежуточной массы.

Все чёрные дыры принято классифицировать на три основных группы: небольшие (так называемые чёрные дыры звёздной массы), огромные (или сверхмассивные), которые достигают нескольких миллионов или даже сотен миллионов масс Солнца, и промежуточные (средние). Происхождение последних до сих пор является для учёных загадкой. Они достаточно велики, чтобы возникнуть в результате гравитационного коллапса звезды, подобно их меньшим братьям – чёрным дырам звёздной массы. Но в то же время в их окружении отсутствуют нестандартные внешние условия вроде высокой плотности или скорости (именно в таких условиях формируются огромные чёрные дыры).

Поддерживаемая в настоящее время большинством учёных версия о появлении чёрных дыр промежуточной массы сводится к тому, что они образуются в результате слияния нескольких чёрных дыр звёздной массы. Обнаружено всего несколько чёрных дыр, которые предположительно считаются промежуточными, но окончательно эти данные не подтверждены. Недавно Astrophysical Journal Letters опубликовал сведения о ещё одном возможном претенденте.

Необходимо упомянуть, что обнаружение чёрной дыры такого масштаба – то ещё везение. Эти объекты недостаточно велики, чтобы излучать свечение аккреционного диска или притягивать своей гравитацией звёзды. Чаще всего чёрные дыры промежуточной массы обнаруживают себя, поглощая звезду, оказавшуюся по стечению обстоятельств слишком близко. Погибая в недрах чёрной дыры, звезда выбрасывает напоследок яркие вспышки света.

Так случилось и с новым открытием. Просматривая ещё в 2006 году снимки с рентгеновских телескопов XMM-Newton и Chandra, астрофизики обнаружили объект, получивший кодовое название 3XMM J215022.4−055108. Вблизи него были замечены вспышки. Однако делать поспешные выводы об обнаружении чёрной дыры учёные не стали, поскольку похожие вспышки могли исходить от остывающей нейтронной звезды. Поэтому было решено провести дополнительные исследования с использованием телескопа Hubble.

Подозрения учёных подтвердились – обнаруженный объект действительно похож на чёрную дыру промежуточной массы. Его масса составляет приблизительно 50 тысяч масс Солнца, а сам объект находится в окружении большого количества звёзд разной величины. Ученые раскрыли причину горячей атмосферы Сатурна. Replyua.net