Досрочные выборы в Греции не спасут страну от кризиса
Те, кто не часто следит за политическими событиями, наверняка не знают, что Греция установила своеобразный рекорд по количеству проводимых выборов в стране. В начале 2015 года греки выбирали новый парламент, однако несколько дней назад они снова пошли на выборы и избрали еще один парламент в надежде на то, что «новые» люди смогут за короткое время улучшить ситуацию в стране. В начале этого года партия Сириза добилась практически невозможного – получила половину мест в парламенте, в основном, за счет своих лозунгов, которые полюбились грекам. Ципрас говорил, что Греция – страна свободная, поэтому не будет плясать под дудку Запада. Греки повелись на заманчивые обещания.
Впрочем, большинством в парламенте Сириза не стала, поэтому ей пришлось объединиться с правыми популистами, и европейские демократы всерьез обеспокоились таким решением. Около века назад такое объединение уже было – правые экстремисты начали сотрудничать с коммунистами, в результате чего у них созрел план «свержения» демократии в нескольких европейских государствах. Сириза смогла организовать новое правительство и назначить Ципраса премьером. В начале работы на новой должности Ципрас пообещал реструктуризировать внешний долг Греции, а также за короткие сроки устранить гуманитарный кризис в стране. Вскоре Ципрас начал шантажировать ЕС, говоря о том, что Греция выйдет из еврозоны, если ей не спишут часть долгов. В ЕС особо не испугались, зато большая часть населения Греции была ошарашена таким заявлением.
ЕС потребовал выплату долга и заявил, что готов рассмотреть вопросы по реструктуризации лишь в том случае, если правительство проведет целый ряд реформ. В итоге Ципрас решил переложить всю ответственность за происходящее не на парламент, а на простых греков, проведя в стране референдум, решающий судьбу Греции и ее дальнейшее пребывание в еврозоне. Благодаря 61 проценту голосов греки спасли свою страну, а ЕС предоставил им очередной кредит на 86 миллиардов евро, которые будут поступать в Грецию до 2018 года в виде нескольких траншей. Впрочем, реструктуризация и предоставление нового кредита не спасут страну от кризиса. Правительству придется повысить налоги, полностью реформировать пенсионную систему, уменьшив выплаты, провести реформы в системе правосудия, сократить государственные расходы, провести рекапитализацию банковской системы, строго выполнять все условия ЕС, понизить стоимость государственного сектора. Это значит, что Греция продолжит жить по «законам Европы». Из этого вытекает вопрос – зачем грекам понадобились досрочные выборы, если все свои проблемы страна решила еще в августе?
Дело в том, что ситуация в Греции будет оставаться стабильной очень короткое время. На восстановление экономике понадобятся года, также, как и на проведение реформ. Кроме того, Ципрас поступил весьма хитро: по греческим законам, если выборы проходят раньше, чем через полтора года после предыдущих, избирательный списки в этом случае могут формировать главы фракций. Ципрас просто провел очередную чистку в парламенте, освободив его от тех, кто не согласен с его политикой. Ципрас получает дополнительное поле для своих маневров, а также возможность снова толкать свою позицию в ЕС и шантажировать Европу.
Слишком жесткая позиция Ципраса по многим вопросам может привести страну к очередной волне кризиса, который, по мнению многих аналитиков, неизбежен. Огромные долги Греция не сможет выплатить никогда, тем более в случае, когда ЕС снова пошел на уступки и «подкормил» греков миллиардами евро. Греки привыкли жить за счет Европы последние несколько лет, успев растранжирить десятки миллиардов. Следующие транши также отправятся в «никуда», а пока Европа дождется реформ в Греции, деньги будут успешно потрачены. Не исключено, что Ципрас вновь предъявит очередные требования Евросоюзу. Победа Сиризы на досрочных выборах – это очередная возможность для Ципраса поторговаться с Западом, смягчить реформы и реструктуризировать долги. А если ЕС вновь пойдет на уступки, Греция не выйдет из кризиса не то что в ближайший год, но и в ближайшие лет двадцать.