
«Дотянуться до абсолютного зла и устроить Путину Гаагу» - именно так украинские власти определяют задачу спецтрибунала за преступление агрессии. Для его создания сейчас формируется группа стран-единомышленников, признающих юрисдикцию такого временного суда. В Европарламенте, НАТО, ПАСЕ и ОБСЕ этот замысел частично поддержали.
Важно понимать, что этот специальный трибунал в отношении руководителей России должен относиться именно к преступлениям агрессии, а не к военным преступлениям, преступлениям против человечества и геноцида, то есть всего производного от агрессии. Последнее уже прерогатива Международного уголовного суда в Гааге.
Основой для формирования и запуска такого специального трибунала должен стать международный договор. Сначала его могут подписать несколько десятков стран – этого Украина ждет уже до конца года. Это будет первый реальный шаг. Остальные могут присоединиться впоследствии.
Если конкретная страна подписывает международное соглашение о создании трибунала по преступлению агрессии против Украины, то это означает, что оно готово отказаться от какого-либо взаимодействия с путинским режимом.
В договоре прописывается структура, месторасположение и финансирование трибунала. Следующий этап предусматривает формирование международного судейского и прокурорского корпуса. Обвинение от Украины будет выдвигать украинский прокурор.
Следствие в рамках трибунала должно сформировать обвинительный акт по преступлению агрессии против Украины. Под ним подразумевается фактическое направление российским руководством своих вооруженных сил на территорию суверенного государства с целью его захвата. После этого судья на основании открытого предварительного производства выдает ордер на арест Владимира Путина и других руководителей России. Если они въезжают на территорию стран, признавших юрисдикцию трибунала, правоохранители должны их арестовать и передать судьям.
Остается открытым вопрос, сможет ли суд рассматривать дело дальше, если обвиняемые не будут доставлены на заседание. Пока практика международных трибуналов такова, что подсудимые должны участвовать в заседаниях, осуждать их заочно не разрешается.