В России националисты разделились на государственных и уличных
Уже 11 лет подряд 4 ноября в Москве и других городах России проходят массовые мероприятия. Националисты обычно проводят свои «Русские марши». Однако в этом году такие марши хоть и прошли в нескольких местах Москвы, однако количество участников было значительно меньше, чем раньше.
«На этот раз собралось меньше людей. То есть кризис в российском националистическом движении начался с событий на Донбассе, и он углубляется. Активность националистических организаций становится все меньше, — рассказал руководитель московского информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский. — Националистические организации, которые лидировали на протяжении всех двухтысячных годов, это организации этнических националистов, для которых главные ориентиры — «Россия для русских», некое этническое очистки государства, если можно так сказать. Они не были особенно заинтересованы во внешней экспансии и вообще внешней политикой мало интересовались. Официальный национализм государственный — другой. Он предполагает объединение российских граждан против внешнего врага. Плюс целая концепция «Русского мира». Поэтому официальный национализм не подменяет уличный, а конкурирует с ним. Конкурирует успешно, поскольку у государства все же ресурсов много, в том числе есть и репрессивные ресурсы, которые дают возможность своим оппонентам подавить.
В ситуации войны оказалось, что обе стороны раскола проиграли. Те, кто выступали против Новороссии, или же за мир, или же поддерживали украинскую сторону конфликта, оказались в очень уязвимом положении. И дело не только в давлении со стороны власти, но и в том, что они привыкли считать себя авангардом русского народа, а здесь они явно разошлись с ним во мнении, с подавляющим его большинством. Те, кто, наоборот, поддержал официальную политику, проиграли тоже, потому что не могли предложить ничего нового».