«Вот вам и Мазепа»: историк раскрыла важные факты об участи Мазепы в переподчинении Киевской митрополии Москове в 1686 году
Выражение «Автокефалию для Украинской церкви стремились добыть и Мазепа, и Скоропадский, и другие, но им не хватило Пороха» - очень остроумное, но, к сожалению, оно не соответствует исторической действительности. Потому что Иван Мазепа был не только сторонником переподчинения Киевской митрополии Московской патриархии в 1686 году, но и непосредственным участником этого процесса, причем на стороне Москвы. Правда, действовал он в качестве представителя тогдашнего гетмана, Ивана Самойловича. Как передает replyua.net, об этом рассказывает историк Лидия Гайдар.
Она отмечает, что, судя по той информации, которая дошла до нашего времени, Иван Степанович полностью разделял мнения многих украинских православных церковных иерархов своего времени, которые видели спасение для сохранения веры в протекции Москвы над Киевом. Историк уточняет, что не надо забывать, что Мазепа родился и вырос на правобережной Украине, под поляками и на собственном горьком опыте почувствовал все притеснения и унижения православных католиками в Речи Посполитой. На Левобережной Гетманщине он впервые оказался лишь в 1674 году, когда ему было 25. И в то время для него – человека очень образованного и искренне верующего – поляки-католики, безусловно, были хуже московитов-православных. Поскольку, по давней традиции, избрание Киевского митрополита проходило при участии местной общины, гетман Иван Самойлович отправил своим официальным представителем именно Мазепу.
По словам историка, после того, как Иван Мазепа получил гетманскую булаву 4-го августа 1687 года, он не делал никаких попыток вернуть Киевскую митрополию, которая в 1688 году понесла значительные потери своих привилегий и ограничения имущественных прав от Московского патриархата, под власть Константинопольского патриархата. Более того – его мать, игуменья Киево-Печерского Вознесенского и Глуховского Успенского девичьих монастырей Мария-Магдалина через него получила право отправлять своих монахинь в Москву «за милостыней», при этом царское правительство предоставило им подводы и ежедневную плату.